Размер заработной платы

Полное раскрытие темы с комментариями профессионалов в статье: "Размер заработной платы". Если в процессе прочтения возникнут вопросы, вы можете задать их дежурному юристу.

Государственное регулирование в России в соответствии с конституцией носит социальный характер, для этих целей был введен норматив минимального размера оплаты труда — Минимальная зарплата в России.

Что такое МРОТ в России

Минимальный размер оплаты труда (сокращенно МРОТ) это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

  • МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).
  • Хотя минимальный размер применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Минимальный размер оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Кем и как устанавливается

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в России на федеральном уровне устанавливается только Правительством.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата на региональном уровне определяется путем заключения трехсторонних соглашений между представителями профсоюзов, работодателей и органов государственной власти субъектов.

В законодательстве не устанавливается конкретная дата. Изменение минимального размера оплаты труда происходит по специальному постановлению Правительства Российской Федерации.

Чем обеспечивается

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  3. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. другими работодателями — за счет собственных средств.

Кем контролируется

Соблюдение норм о минимальном размере оплаты труда контролируется:

  • Министерством труда и социальной защиты
  • Финансовыми органами
  • Государственной инспекцией труда
  • Органами Прокуратуры.

Позиция профсоюзов

Федерация независимых профсоюзов РФ считает

«То, что МРОТ должен рассчитываться не ниже прожиточного минимума, это безусловно. Но какого прожиточного минимума? Тот прожиточный минимум, который рассчитывается сейчас, он рассчитывается по ущербной методике, которая была введена в 1991 году первым правительством Гайдара как кризисная методика для использования ее в течение полугода. Прошло 20 лет, а она по-прежнему используется. Фактически — это уровень физиологического выживания. Его никак нельзя назвать реальным минимальным уровнем оплаты труда«.

[2]

Региональная минимальная заработная плата

В виду различного уровня жизни между регионами России, в трудовом кодексе РФ статьей 133,1 предусмотрено право региональной власти устанавливать свой минимум.

Как и кем устанавливается в регионе

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в региональных сми сети интернет.

Объединение МРОТ и Прожиточного минимума

Владимир Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года, а в 2018 году предложил ускорить объединение показателей с 11 мая 2018 года.

Министерство труда и социальной защиты утвердило, что Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года. 

Для чего используется

Минимальный размер применяемый для регулирования оплаты труда в РФ, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Данный показатель дает ответ на вопрос, сколько и какую минимальную зарплату должен платить работодатель работнику на территории России, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (устанавливается отдельно).

Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:

  • у сотрудника нет заработка в расчетном периоде;
  • средний заработок меньше МРОТ;
  • страховой стаж сотрудника составляет менее шести месяцев;
  • работник нарушил больничный режим без уважительной причины.

Минималка также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера.[1]

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере, меньшем установленного показателя. Правда, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то в месяц он может получать сумму, меньшую, чем минималка, и законодательных препятствий здесь нет.

МРОТ по годам в России

Показатель применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

с 1 января 2019 года 11 280,00 Федеральный закон
28.12.2017 № 421-ФЗ
с 1 мая 2018 года 11 163,00 Федеральный закон
от 07.03.2018 № 41-ФЗ

с 1 января 2018 года

9 489,00 Федеральный закон
от 28.12.2017 № 421-ФЗ
7 800,00  Федеральный закон
от 19.12.2016 №460-ФЗ

7 500,00

ст. 1  Федерального закона
от 02.06.2016 № 164-ФЗ

6 204,00

ст. 1  Федерального закона
от 14.12.2015 № 736-ФЗ

5 965,00

ст. 1  Федерального закона
от 01.12.2015 № 408-ФЗ

с 1 января 2014 г.     

5 554,00

ст. 1  Федерального закона
от 02.12.2013 № 82-ФЗ

с 1 января 2013 г.     

5 205,00

ст. 1  Федерального закона
от 03.12.2012 № 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.     

4 611,00

ст. 1  Федерального закона
от 24.06.2011 № 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.     

4 330,00

ст. 1  Федерального закона
от 24.06.2008 № 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г.   

2 300,00

ст. 1  Федерального закона
от 20.04.2007 № 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г.        

1 100,00

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г.   

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 января 2005 г.     

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г.    

ст. 1  Федерального закона
от 01.10.2003 № 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г.        

ст. 1  Федерального закона
от 29.04.2002 № 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г.       

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 января 2001 г.     

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г.       

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Читайте так же:  Ключевые показатели эффективности KPI

МРОТ в России для налогов, штрафов

Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Срок, с которого установлен
размер базовой суммы
Размер базовой
суммы (руб.)
Нормативный акт,
установивший размер
базовой суммы
с 1 января 2001 г. 100,00 ст. 5 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г. 83,49 ст. 5 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Размер заработной платы 108

Понятие минимального размера оплаты труда — это такая планка зарплаты, ниже которой она не может быть. В России эта планка определена законодательно.

А сколько составляетдействующий минимальный размер оплаты труда? Сумма эта определяется за некоторый промежуток времени. Например, за месяц работы.

В некоторых странах он может определяться за час работы. Следует отметить, что для взыскания штрафов используется сумма, несколько отличная от той, которую используют для выплаты заработной платы.

МРОТ в России устанавливается законодательно. В отдельных случаях, величина минимального размера оплаты труда может быть установлен профсоюзом. О том, какой минимальный размер оплаты труда в РФ рассказывается в этой статье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (495) 212-90-15. Это быстро и бесплатно!

Статьи из рубрики «Минимальный размер»

Государственное регулирование в России в соответствии с конституцией носит социальный характер, для этих целей был введен норматив минимального размера оплаты труда — Минимальная зарплата в России.

Что такое МРОТ в России

Минимальный размер оплаты труда (сокращенно МРОТ) это установленный минимум оплаты труда в час, день или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику и за который работник может законно продать свой труд.

  • МРОТ может устанавливаться законодательно и неформально, например, путём подписания отраслевого соглашения между профсоюзом и консолидированным работодателем (тарифное соглашение).
  • Хотя минимальный размер применяется во многих странах, не существует однозначного мнения относительно тех выгод и того вреда, которые приносит установление такого минимума.

Минимальный размер оплаты труда регулируется Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом, регулирование осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

Кем и как устанавливается

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда в России на федеральном уровне устанавливается только Правительством.

Согласно ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации минимальная заработная плата на региональном уровне определяется путем заключения трехсторонних соглашений между представителями профсоюзов, работодателей и органов государственной власти субъектов.

В законодательстве не устанавливается конкретная дата. Изменение минимального размера оплаты труда происходит по специальному постановлению Правительства Российской Федерации.

Чем обеспечивается

Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

  1. организациями, финансируемыми из федерального бюджета, — за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  2. организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  3. организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  4. другими работодателями — за счет собственных средств.

Кем контролируется

Соблюдение норм о минимальном размере оплаты труда контролируется:

  • Министерством труда и социальной защиты
  • Финансовыми органами
  • Государственной инспекцией труда
  • Органами Прокуратуры.

Позиция профсоюзов

Федерация независимых профсоюзов РФ считает

«То, что МРОТ должен рассчитываться не ниже прожиточного минимума, это безусловно. Но какого прожиточного минимума? Тот прожиточный минимум, который рассчитывается сейчас, он рассчитывается по ущербной методике, которая была введена в 1991 году первым правительством Гайдара как кризисная методика для использования ее в течение полугода. Прошло 20 лет, а она по-прежнему используется. Фактически — это уровень физиологического выживания. Его никак нельзя назвать реальным минимальным уровнем оплаты труда«.

[2]

Региональная минимальная заработная плата

В виду различного уровня жизни между регионами России, в трудовом кодексе РФ статьей 133,1 предусмотрено право региональной власти устанавливать свой минимум.

Как и кем устанавливается в регионе

МРОТ на уровне региона устанавливают соглашением трех сторон: правительства субъекта Российской Федерации, объединения профсоюзов и объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

Все работодатели региона автоматически становятся участниками такого соглашения, если не пришлют в течение 30 дней со дня его официального опубликования в региональных СМИ письменный мотивированный отказ.

Узнать конкретную величину МРОТ можно в государственной инспекции труда по региону или в региональных сми сети интернет.

Объединение МРОТ и Прожиточного минимума

Владимир Путин подписал закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума с 1 января 2019 года, а в 2018 году предложил ускорить объединение показателей с 11 мая 2018 года.

Министерство труда и социальной защиты утвердило, что Федеральный МРОТ с 1 мая 2018 года в России будет установлен на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за второй квартал предыдущего года. 

Для чего используется

Минимальный размер применяемый для регулирования оплаты труда в РФ, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Данный показатель дает ответ на вопрос, сколько и какую минимальную зарплату должен платить работодатель работнику на территории России, за исключением Санкт-Петербурга и Москвы (устанавливается отдельно).

Платите больничные и декретные пособия исходя из МРОТ в четырех случаях:

  • у сотрудника нет заработка в расчетном периоде;
  • средний заработок меньше МРОТ;
  • страховой стаж сотрудника составляет менее шести месяцев;
  • работник нарушил больничный режим без уважительной причины.

Минималка также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера.[1]

Работодатели не имеют право платить работникам месячную заработную плату в размере, меньшем установленного показателя. Правда, если сотрудник работает на условиях совместительства или неполного рабочего времени, то в месяц он может получать сумму, меньшую, чем минималка, и законодательных препятствий здесь нет.

Читайте так же:  Что включает в себя МРОТ?

МРОТ по годам в России

Показатель применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

с 1 января 2019 года 11 280,00 Федеральный закон
28.12.2017 № 421-ФЗ
с 1 мая 2018 года 11 163,00 Федеральный закон
от 07.03.2018 № 41-ФЗ

с 1 января 2018 года

9 489,00 Федеральный закон
от 28.12.2017 № 421-ФЗ
7 800,00  Федеральный закон
от 19.12.2016 №460-ФЗ

7 500,00

ст. 1  Федерального закона
от 02.06.2016 № 164-ФЗ

6 204,00

ст. 1  Федерального закона
от 14.12.2015 № 736-ФЗ

5 965,00

ст. 1  Федерального закона
от 01.12.2015 № 408-ФЗ

с 1 января 2014 г.     

5 554,00

ст. 1  Федерального закона
от 02.12.2013 № 82-ФЗ

с 1 января 2013 г.     

5 205,00

ст. 1  Федерального закона
от 03.12.2012 № 232-ФЗ

с 1 июня 2011 г.     

4 611,00

ст. 1  Федерального закона
от 24.06.2011 № 106-ФЗ

с 1 января 2009 г.     

4 330,00

ст. 1  Федерального закона
от 24.06.2008 № 91-ФЗ

с 1 сентября 2007 г.   

2 300,00

ст. 1  Федерального закона
от 20.04.2007 № 54-ФЗ

с 1 мая 2006 г.        

1 100,00

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 сентября 2005 г.   

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 января 2005 г.     

ст. 1  Федерального закона
от 29.12.2004 № 198-ФЗ

с 1 октября 2003 г.    

ст. 1  Федерального закона
от 01.10.2003 № 127-ФЗ

с 1 мая 2002 г.        

Видео (кликните для воспроизведения).

ст. 1  Федерального закона
от 29.04.2002 № 42-ФЗ

с 1 июля 2001 г.       

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 января 2001 г.     

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

с 1 июля 2000 г.       

ст. 1  Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

МРОТ в России для налогов, штрафов

Базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Срок, с которого установлен
размер базовой суммы
Размер базовой
суммы (руб.)
Нормативный акт,
установивший размер
базовой суммы
с 1 января 2001 г. 100,00 ст. 5 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ
с 1 июля 2000 г. 83,49 ст. 5 Федерального закона
от 19.06.2000 № 82-ФЗ

Заработная плата — это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение работника за выполняемую по трудовому договору работу.

Новое российское законодательство об оплате труда осно­вывается на следующих принципах:

  1. за равный труд производится равная оплата;

  2. заработная плата зависит от трудового вклада работников и максимальным размером не ограничена;

  3. государство устанавливает и гарантирует каждому работ­нику минимальный размер заработной платы;

  4. труд оплачивается дифференцированно.

Существуют два способа установления заработной платы: договорный и централизованный.

I. Договорный способ установления заработной платы. Во вре­мя существования СССР большинство организаций, предпри­ятий были государственными и финансировались из государст­венного бюджета. Поэтому вопрос о размере заработной платы при поступлении на работу не обсуждался: работник получал столько, сколько ему определяло государство. Другими слова­ми, господствовал централизованный порядок установления размера заработной платы. Теперь же ситуация изменилась. Большое количество предприятий, организаций являются него­сударственными, и их владельцы, обладая абсолютным правом распоряжения своим имуществом, могут устанавливать любой размер оплаты труда для своих работников.

Поскольку заработная плата выплачивается из собственных средств предприятия, постольку государство и старается не вмешиваться в эту сферу деятельности коммерческих предпри­ятий, предоставляя им право решать вопросы заработной платы самостоятельно (по соглашению с работниками, а также с уче­том мнения профсоюза). Вот почему вопросы заработной пла­ты являются предметом договоренности между работником и работодателем, закрепляемой в трудовом договоре, и предметом корпоративного регулирования, т. е. регулирования в корпора­тивных актах, прежде всего в коллективном договоре. Но в нем эти вопросы регулируются лишь в самом общем виде: устанав­ливаются принципы оплаты труда, вид и система заработной платы, размеры тарифных ставок, минимальная заработная плата на предприятии, а также соотношение заработной платы между отдельными категориями персонала.

Коллективный договор — далеко не единственный и не са­мый лучший способ регулирования отношений на предпри­ятии, да и не всегда приемлемый. Во-первых, целесообразность его заключения на небольших предприятиях сомнительна. Во-вторых, его комплексный характер не дает возможности деталь­но проработать нормативно решаемые вопросы. Нельзя сбра­сывать со счетов и удобство пользования таким корпоративным актом, который специально регулирует тот или иной вопрос, по сравнению с многостраничным текстом коллективного догово­ра. Вот почему для детального регулирования заработной платы требуется издание специальных корпоративных актов.

На некоторых предприятиях создается один комплексный корпоративный акт, называемый «Положение об оплате труда». Положение включает следующие разделы:

1) основная заработная плата;

2) премии за конечные финансовые результаты работы предприятия;

  1. премии по итогам работы за год;

  2. доплаты.

На других предприятиях каждому из слагаемых заработной платы посвящается самостоятельный корпоративный акт.

Важно отметить, что в настоящее время заработная плата почти целиком отнесена в сферу корпоративного регулирова­ния. Первый шаг в этом направлении был сделан еще в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. «Об отмене ограничений на заработную плату и на прирост средств, направляемых на потребление». Предел само­стоятельности предприятий по заработной плате ограничивает­ся лишь наличием собственных средств.

Определение заработной платы — одна из наиболее трудных задач руководства, решение которой напрямую связано с при­быльностью корпорации.

Высокая заработная плата привлечет многих кандидатов и предоставит администрации возможность выбора. Но это еще не гарантия высокой производительности труда и стабильности кадров. На уровень заработной платы оказывают влияние мно­гие факторы (уровень безработицы, влияние профсоюзов). Но все же в большей мере значима прибыльность предприятия: убыточная корпорация не в состоянии выплачивать заработную плату выше среднего уровня.

Какие же факторы, помимо прибыльности самой корпора­ции, способны повлиять на уровень заработной платы?

  1. факторы окружения — спрос и предложение рабочей си­лы, стоимость жизни в целом, соотносимость с условиями тру­да на других предприятиях и т. п.;
  2. отраслевые факторы — значимость той или иной отрасли, традиции (традиционно высокие заработки будут оказывать влияние на определение заработной платы) и т. п.;

  3. факторы, связанные с характером работы, — условия тру­да, опасность, тяжесть, вредность работы, степень ответствен­ности, требуемые навыки и т. п.;

  4. кадровые факторы — стабильность кадров на предпри­ятии, масштабы найма, сложность оформления найма, размер дополнительного льготного обеспечения и др.

Читайте так же:  Перенос отпуска по семейным обстоятельствам

Нельзя не учитывать и такой фактор, как стремление любо­го предприятия создать себе репутацию хорошего нанимателя.

Вообще же заработная плата — это оценка труда работников или процесс их ранжирования по относительной ценности ка­ждого в целях более справедливой оплаты затраченной им ра­бочей силы.

Оплата труда на предприятии может иметь следующую структуру.

1. Основная заработная плата — это выплаты заработной платы за фактически выполненную работу. На некоторых пред­приятиях упор делается именно на основную заработную плату, что вызывает необходимость издания таких корпоративных ак­тов, как «Нормы выработки», «Должностные оклады», «О порядке присвоения разрядов», «О тарификации», «О распределе­нии фонда заработной платы» и др.

2. Премии — это выплаты стимулирующего характера. Они составляют как бы дополнительную заработную плату. Преми­рование может производиться по самым различным основаниям, устанавливаемым в корпоративных актах, как-то:

по итогам работы за месяц;

по итогам работы за год;

за внедрение новой техники и технологии;

за экономию материальных ресурсов;

за поставку продукции на экспорт;

за качественное выполнение работ и заданий администрации;

за отдельные виды работ;

за квалификацию, профессиональное мастерство.

Есть предприятия, где премии составляют значительную часть заработной платы, иногда превышающую основную. Ясно, что администрация в этом случае делает ставку в стимулирова­нии труда на дополнительную часть заработной платы. В подоб­ной ситуации весьма значимым становится такой корпоратив­ный акт, как «Положение о премировании», «Положение о мате­риальном поощрении» и т. п.

3. Компенсации — это выплаты, возмещающие повышение энергозатрат работника:

за работу в ночное время;

за работу во вторую и третью смены;

за сверхурочные работы;

за работы в праздничные и выходные дни;

за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нор­мальных;

за совмещение профессий;

за высокую производительность труда;

на период освоения нового производства (продукции);

за командировку;

за использование иностранного языка;

за выполнение работ меньшей численностью рабочих;

за работу с отдельными категориями клиентов (больными, инвалидами, престарелыми и т. д.).

4. Гарантии — это выплаты за фактически непроработанное, неявочное время:

выслуга лет; региональные надбавки; специальные надбавки и др.

Все перечисленные выше вопросы заработной платы, этого основного рычага организации производства, предприятие вправе решать самостоятельно.

П. Централизованный способ установления размера заработ­ной платы. Этот способ используется на предприятиях и в учре­ждениях, финансируемых из государственного или муници­пального бюджета. Применительно к работникам этих учрежде­ний установлена единая тарифная сетка, в которую включено 18 разрядов (ETC) (табл. 6.1).

Заработная плата определяется путем умножения тарифного коэффициента на минимальную тарифную ставку, размер кото­рой определяется периодически издаваемыми специальными постановлениями Правительства РФ о повышении тарифной ставки МРОТ. Сами же разряды определяются на основе Тариф­но-квалификационного справочника работ и профессий рабо­чих и Квалификационного справочника служащих, состоящих из трех частей: 1 — руководители; 2 — специалисты; 3 — техни­ческие исполнители.

Эти справочники, необходимые квалификационной комис­сии для присвоения работнику квалификационного разряда, принимаются в централизованном порядке для всего народного хозяйства, что, однако, не исключает существования соответст­вующих справочников для отдельных отраслей экономику. В свою очередь, на их основе могут разрабатываться корпора­тивные справочники для работников конкретного предприятия (учреждения).

Для работников бюджетной сферы в централизованном по­рядке устанавливаются надбавки и доплаты. Однако в пределах имеющихся средств и госбюджетные учреждения, так же как и коммерческие предприятия, могут повышать их размер.

В централизованном порядке определяется «минимальная заработная плата, которая, представляя собой минимальную га­рантию любого работника, работающего по трудовому догово­ру, распространяется на все организации независимо от форм собственности.

Порядок в ы п л а т ы заработной платы. Заработная плата выда­ется работникам не реже двух раз в месяц, хотя на предприятии могут устанавливаться и иные сроки ее выплаты.

Выплата заработной платы производится, как правило, в месте выполнения работы.

Таблица 6.1 Единая тарифная сетка

Разряд оплаты труда

Тарифный коэффициент

Удержания из заработной платы возможны по общему пра­вилу только с письменного согласия работника, а при отсутствии согласия — в случаях, установленных законом, или по решению суда. Так, в соответствии с действующим законодательством независимо от согласия работника администрация обязана про­извести удержание сумм:

  1. налогов и взносов в Пенсионный фонд;

  2. для исполнения судебных решений и других исполни­тельных документов, в том числе штрафов;

  3. для возвращения неизрасходованного аванса, выданного в связи с командировкой или выданного в счет заработной платы, а также сумм, излишне выплаченных из-за счетной ошибки;

  4. при увольнении работника по его вине за неотработанные им дни полученного отпуска;

  5. для возмещения ущерба, причиненного работником про­изводству, если размер ущерба не превышает месячного зара­ботка работника.

Общий размер удержания не может превышать при каждой выплате 20% зарплаты, а при взыскании сумм по нескольким исполнительным листам — 50% (при взыскании алиментов на детей, ущерба, причиненного преступлением, — до 70%).

Минимальная зарплата в Украине в 2019 году установлена Законом «О государственном бюджете на 2019 год», принятым Верховной Радой Украины 23.11.2018. За Бюджет-2019 проголосовало 240 народных депутата.

Характеристика минимального уровня заработка

Уровень минимальной зарплаты в стране является определенной социальной гарантией, нижним порогом размера оплаты и ценности труда. Она применяется ко всем работникам, вне зависимости от сферы их занятости, уровня квалификации, стажа, вида выполняемых работ и т.д. Эту нижнюю планку обязаны соблюдать все без исключения работодатели, независимо от формы собственности:

  • физлица-предприниматели;
  • юридические лица с государственной формой собственности;
  • юрлица с частной формой собственности.

В расчет минимальной зарплаты не входят:

  • денежные поощрения;
  • компенсационные надбавки;
  • различные доплаты, предусмотренные на предприятии.

Размер заработной платы 40

На законодательном уровне определено, что минимальная заработная плата в Украине не устанавливается в размере, который не достигает прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Уменьшение прожиточного минимума не сказывается отрицательно на величине установленного минимального заработка в месяц.

На что влияет размер минимальной зарплаты?

От зафиксированного в госбюджете предельного минимума оплаты неквалифицированного труда зависит не только расчет итоговых заработных плат сотрудников на предприятиях. От того, какая сейчас минимальная зарплата в Украине в 2019 году зависят величины следующих показателей и сумм:

  • необлагаемой налогами стоимости подарков в неденежной форме – при получении в подарок вещи или услуги на сумму не более 50% текущей минзарплаты не уплачивается налог на доходы;
  • минимального размера единого социального взноса, который рассчитывается из величины текущей минимальной заработной платы;
  • размеры судебных сборов;
  • уставных капиталов акционерных обществ – по украинским законам, минимальный уставной капитал равен 1250 минимальных зарплат.
Читайте так же:  Сколько месяцев оплачивается больничный лист

Когда поднимут минимальную зарплату в 2019 году?

Согласно принятому госбюджету-2019, повышение минимальной месячной зарплаты запланировано с 1 января 2019 года и ее размер равен 4173 грн., что составляет прирост на 10,78% в сравнении с ее значением в прошлом году.

Когда повысят минимальный месячный заработок в следующий раз? В 2019 году мин. зарплата согласно бюджета останется постоянной на весь год, т.е. так как это было в 2018 году. Вероятность ее увеличения в течение года есть, но это может произойти не ранее 2-го квартала. Ни один работник, включая бюджетную сферу, не будет получать ниже уровня в 4173 грн. Однако, нужно понимать, что за вычетом всех налогов, эта сумма уменьшится приблизительно до уровня 3360 грн.

Изменение минимального заработка в Украине с 2000 по 2019 годы

В период с 2000 по 2009 годы минимальная заработная плата в Украине устанавливалась на уровне, который не достигал прожиточного минимума. С 2009 г. размер ежемесячного заработка устанавливается с учетом прожиточного минимума – на данный момент минимальная зарплата в Украине покрывает его с некоторым излишком.

Инфографика роста минимальной оплаты труда

Подробные цифры изменения уровня минимального заработка отражены в таблице:

Минимальная зарплата в Украине с 2000 по 2009 годы

с 01.04.2000 по 30.06.2000 90,00 грн  
с 01.07.2000 по 31.12.2001 118,00 грн 28 грн   +31,1 %
с 01.01.2002 по 30.06.2002 140,00 грн 22 грн   +18,8 %
с 01.07.2002 по 31.12.2002 165,00 грн 25 грн   +17,9 %
с 01.01.2003 по 30.11.2003 180,00 грн 20 грн   +12,1 %
с 01.12.2003 по 31.08.2004 205,00 грн 20 грн   +10,8 %
с 01.09.2004 по 31.12.2004 237,00 грн 32 грн   +15,6 %
с 01.01.2005 по 31.03.2005 262,00 грн 25 грн   +10,5 %
с 01.04.2005 по 30.06.2005 290,00 грн 28 грн   +10,7 %
с 01.07.2005 по 31.08.2005 310,00 грн 20 грн   +6,9 %
с 01.09.2005 по 31.12.2005 332,00 грн 22 грн   +7,1 %
с 01.01.2006 по 30.06.2006 350,00 грн 18 грн   +5,4 %
с 01.07.2006 по 30.11.2006 375,00 грн 25 грн   +7,1 %
с 01.12.2006 по 31.03.2007 400,00 грн 25 грн   +6,7 %
с 01.04.2007 по 30.06.2007 420,00 грн 20 грн   +5,0 %
с 01.07.2007 по 30.09.2007 440,00 грн 20 грн   +4,8 %
с 01.10.2007 по 31.12.2007 460,00 грн 20 грн   +4,5 %
с 01.01.2008 по 31.03.2008 515,00 грн 55 грн   +12,0 %
с 01.04.2008 по 30.09.2008 525,00 грн 10 грн   +1,9 %
с 01.10.2008 по 30.11.2008 545,00 грн 20 грн   +3,8 %
с 01.12.2008 по 31.03.2009 605,00 грн 60 грн   +11,0 %
с 01.04.2009 по 30.06.2009 625,00 грн 20 грн   +3,3 %
с 01.07.2009 по 30.09.2009 630,00 грн   5 грн   +0,8 %
с 01.10.2009 по 31.10.2009 650,00 грн 20 грн   +3,2 %
с 01.11.2009 по 31.12.2009 744,00 грн 94 грн   +14,5 %

С 2010 года в Украине на уровне законодательства устанавливается не только помесячная минимальная оплата труда, но и почасовая – в пересчете на количество рабочих часов. Почасовая заработная плата рассчитывается из минимальной месячной нормы заработка в пересчете на стандартную 40-часовую рабочую неделю, хотя фактическая длительность рабочей недели может превышать этот показатель.

Динамика изменения уровня минимальной и почасовой зарплаты в Украине с 2010 по 2018 год показана в таблице ниже:

Минимальная зарплата в Украине с 2010 по 2018 годы

с 01.01.2010 по 31.03.2010 869,00 грн 125 грн   +16,8 % 5,20 грн  
с 01.04.2010 по 30.06.2010 884,00 грн 15 грн   +1,7 % 5,29 грн 0,09 грн   +1,7 %
с 01.07.2010 по 30.09.2010 888,00 грн 4 грн   +0,5 % 5,32 грн 0,03 грн   +0,6 %
с 01.10.2010 по 30.11.2010 907,00 грн 19 грн   +2,1 % 5,43 грн 0,11 грн   +2,1 %
с 01.12.2010 по 31.12.2010 922,00 грн 15 грн   +1,7 % 5,52 грн 0,09 грн   +1,7 %
с 01.01.2011 по 31.03.2011 941,00 грн 19 грн   +2,1 % 5,66 грн 0,14 грн   +2,5 %
с 01.04.2011 по 30.09.2011 960,00 грн 19 грн   +2,0 % 5,77 грн 0,11 грн   +1,9 %
с 01.10.2011 по 30.11.2011 985,00 грн 25 грн   +2,6 % 5,92 грн 0,15 грн   +2,6 %
с 01.12.2011 по 31.12.2011 1004,00 грн 19 грн   +1,9 % 6,04 грн 0,12 грн   +2,0 %
с 01.01.2012 по 31.03.2012 1073,00 грн 69 грн   +6,9 % 6,43 грн 0,39 грн   +6,5 %
с 01.04.2012 по 30.06.2012 1094,00 грн 21 грн   +2,0 % 6,56 грн 0,13 грн   +2,0 %
с 01.07.2012 по 30.09.2012 1102,00 грн 8 грн   +0,7 % 6,61 грн 0,05 грн   +0,8 %
с 01.10.2012 по 30.11.2012 1118,00 грн 16 грн   +1,5 % 6,70 грн 0,09 грн   +1,4 %
с 01.12.2012 по 31.12.2012 1134,00 грн 16 грн   +1,4 % 6,80 грн 0,10 грн   +1,5 %
с 01.01.2013 по 30.11.2013 1147,00 грн 13 грн   +1,1 % 6,88 грн 0,08 грн   +1,2 %
с 01.12.2013 по 31.12.2013 1218,00 грн 71 грн   +6,2 % 7,30 грн 0,42 грн   +6,1 %
с 01.01.2014 по 31.12.2014 1218,00 грн 0 грн   +0,0 % 7,30 грн 0,00 грн   +0,0 %
с 01.01.2015 по 31.08.2015 1218,00 грн 0 грн   +0,0 % 7,29 грн -0,01 грн   -0,1 %
с 01.09.2015 по 31.12.2015 1378,00 грн 160 грн   +13,1 % 8,29 грн 1,00 грн   +13,7 %
с 01.01.2016 по 30.04.2016 1378,00 грн 0 грн   +0,0 % 8,29 грн 0,00 грн   +0,0 %
с 01.05.2016 по 30.11.2016 1450,00 грн 72 грн   +5,2 % 8,69 грн 0,40 грн   +4,8 %
с 01.12.2016 по 31.12.2016 1600,00 грн 150 грн   +10,3 % 9,59 грн 0,90 грн   +10,4 %
с 01.01.2017 по 31.12.2017 3200,00 грн 1600 грн   +100,0 % 19,34 грн 9,75 грн   +101,7 %
с 01.01.2018 по 31.12.2018 3723,00 грн 523 грн   +16,3 % 22,41 грн 3,07 грн   +15,9 %

Минимальная зарплата в Украине изменяется нерегулярно, а даты и величина ее изменения диктуются напрямую общей экономической и политической ситуацией в стране. Сама же цифра заработной платы напрямую отражает положение экономики и общий уровень жизни населения. Негативный момент состоит в том, что работодатели часто приравнивают оплату труда к минимальному уровню, ниже которого они опустить планку заработка не имеют права.

Читайте так же:  Рекомендательное письмо образец для организации

На сегодня нет четких прогнозов относительно уровня минимального заработка в Украине в следующем году. Многое будет зависеть от состояния экономики, уровня инфляции и непосредственно от руководства страны. В 2019 году прогнозируют инфляцию на уровне 7%. При этом, в 2018 году инфляция достигла показателя 10%, а в 2017 — 17%.

Минимальная зарплата в Украине в 2019 году

с 01.01.2019 4173,00 грн 450 грн   +10,78 % 25,13 грн 2,72 грн   +12,2 %

Минимальная зарплата в Украине в 2019 году составляет 4173,00 грн. Согласно закона №2629-VIII о государственном бюджете Украины на 2019 год именно такой размер минимальной зароботной платы установлен сроком на 1 год с 1 января текущего года.

Минимальная зарплата в Европе: какие мерки применяют за рубежом?

Высокая оплата труда и стабильные социальные гарантии – одна из причин, по которой Украина в последние годы стремится стать членом Евросоюза. На сегодня Украина демонстрирует один из самых низких в мире уровней фактических заработков. Динамика изменения минимальной украинской зарплаты в евро:

  • декабрь 2015 г. – 57 евро в месяц;
  • январь 2016 г. – 52 евро;
  • май 2016 г. – 50,7 евро;
  • декабрь 2016 г. – 54,2 евро;
  • январь 2017 г. – 111,9 евро;
  • январь 2018 г. – 116,3 евро;
  • январь 2019 г. — 123,4 евро.

Постепенное падение уровня заработка в Украине до 2017 года связано с девальвацией национальной валюты. После того, как гривна стабилизировалась, уровень минзарплаты повысился и в иностранной валюте.

В большинстве европейских стран минимальная заработная плата устанавливается с 1 января нового года и остается неизменной до его конца. Последние 2 года такая схема практикуется и в Украине. В Великобритании минимальная зарплата изменяется 1 раз в год, но дата ее изменения не привязана к календарному началу года.

Самые высокие показатели законодательно установленного минимального заработка наблюдаются в таких странах Европы:

  1. Люксембург – 1923 евро;
  2. Бельгия – 1502 евро;
  3. Нидерланды – 1480 евро;
  4. Германия – 1360 евро.

Страны-основатели ЕС стабильно удерживают лидирующие позиции в оплате труда. Страны, присоединившиеся к Европейскому Союзу позже, имеют гораздо более низкие уровни оплаты труда. К примеру, в Болгарии эта цифра составляет 210 евро. Однако за годы, которые прошли после присоединения к ЕС, многие страны увеличили размеры зарплат – к примеру, в Латвии с 2005 по 2015 год минимальный заработок вырос в 3 раза.

Несмотря на увеличение минимальной заработной платы более чем в 2 раза, Украина остается самой бедной страной в Европе по данному показателю.

Законодательство каждой из европейских стран определяет минимальную ставку оплаты разными способами. В основном за минимум принимается цифра месячного заработка, но в некоторых странах более активно используют показатель почасовой оплаты.

Инфографика

Минимальная зарплата в мире

Польша 1920 злотых или 436€ 12 злотых или 2,7€
Израиль 1100$ 25 шекелей или 6,5$
Россия 7500 рублей или 123$ 
Германия 1360€ 8,5€
США 1450$ 7,25$
Великобритания 1134₤ или 1402$ 7,20₤ или 9$
Австралия 2160$ 13,5$
Белоруссия 265 бел.руб. или 135$
Канада 2090$ 10,45$
Чехия 366€
Италия 567,87€ 4,54€
Болгария 420 лв или 215,38€ 2,5 лв или 1,28€
Турция 1300 лир или 407€
Швейцария 3500 франков или 3430$

Политика в отношении минимумов оплаты труда в разных странах

В Украине минимальная заработная плата является цифрой, которая принимается за единую базовую оплату для всех жителей страны, вне зависимости от сферы их занятости и места проживания. Страны зарубежья демонстрируют другие подходы к этому вопросу.

В США минимальный заработок, который в этой стране рассчитывается в основном почасово, определяется отдельно в каждом из штатов. На федеральном уровне определен минимум оплаты труда в 7,25$ в час, но в ряде административных единиц он существенно выше. Самые высокие показатели в 3-х штатах:

  • Калифорния – 10$ в час;
  • Массачусетс — 10$ в час;
  • округ Колумбия – 10,5$ в час.

В 7 из 27 стран Евросоюза нет определенной зафиксированной величины минимального месячного заработка гражданина. Это страны с высокими социальными стандартами, которые не нуждаются в государственной регуляции уровня заработных плат, к примеру, Швеция, Финляндия, Дания, Австрия, Германия, Италия и Кипр. В этих государствах права работников на определенный уровень оплаты их труда защищают профсоюзы в конкретных сферах деятельности.

Великобритания продемонстрировала принципиально другой подход к оплате труда работников. В этой стране действуют National Minimum Wage – величина минимального почасового заработка, а с апреля 2016 года введен еще и National Living Wage – минимальная оплата в час для работников старше 25 лет. Дополнительно применяется градация оплаты по возрасту сотрудников. На сегодня в Британии установлены такие нижние пороги оплаты труда (за 1 рабочий час):

  • 3,30₤ для стажеров на предприятиях (apprentice) в возрасте 16-18 лет;
  • 3,87₤ для трудоустроенных граждан младше 18 лет;
  • 5,30₤ для трудящихся в возрасте 18-20 лет;
  • 6,70₤ для работников в возрасте 21-24 лет;
  • 7,20₤ (National Living Wage) для сотрудников старше 25 лет.

Работодатель не имеет права устанавливать оплату ниже National Minimum Wage независимо от вида выполняемых работ и объема трудовой занятости.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники:

  1. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.
  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
Размер заработной платы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here